Окружность и круг
Домашняя Вверх История села История школы Программа развития Устав Наши традиции Достижения Учителя Школьный музей Классные часы Школьные мероприятия Регистрация

Вверх

 

Урок математики в 6 классе
Цели урока
:
1)
      Развивать навыки вычисления квадрата и куба числа и навыки решения уравнений;
2)
      Ввести понятия окружности, круга и сопутствующих им элементов;
3)
      Учить аккуратности записи и в выполнении чертежей;
4)
      Развивать интерес к предмету с помощью психологического воздействия на учащихся по средствам музыки и поэзии.
       Оборудование:   1) модель окружности и её элементов; 2) две таблицы; 3) колесо детского велосипеда; будильник; модель часов; различные шкалы, связанные с окружностью или дугой; детские погремушки; 4) модели параллелепипедов, кубов; 5) кассета с записями отрывков песен «Чёртово колесо», «Обручальное кольцо». 
                                                Ход урока
1.
Проверка домашнего задания.
           Три человека решают на доске № 785, № 813 и № 824 (д).
 Объяснение нового материала.
I
. Учитель. 
Какие геометрические фигуры мы изучили? (Прямоугольник, параллелепипед, куб).
Сегодня мы расширим свои познания в геометрии и постараемся угадать, о какой геометрической фигуре идет речь.
Все вы посещали наш красивый детский парк. Там очень много аттракционов и среди них карусели. Представьте: летом вы сидите на карусели, она вращается. Какую геометрическую фигуру вы мысленно начертили? (В это время  звучит мелодия из песни «Чертово колесо»).
Итак, тема нашего урока: «Окружность и круг».
Выходит девочка с моделью окружности (с ней в паре работает мальчик, который с места задает вопросы):
- А я – окружность. Внутри меня есть точка непростая.
 Зовется центром, от точек всех моих он равно удален.
- В каких же отношеньях ты с прямой? - Смотря с какой.
  Внутри меня, ее отрезок  хордою зовут.
  Чем ближе к центру, тем она длинней.
- Что будет, если хорда через центр пройдет?
- О!!! Ее диаметром геометр назовет.
- А сколько у тебя диаметров? - Ох, много…
  Их бесконечность, выражаясь строго.
  При том, заметьте, что из них любой
  Всегда есть радиус двойной. - А радиус?
- То всякая прямая, что к центру тянется, его соединяя
  С любой из точек, мне принадлежащих,
  Точнее, на окружности лежащих.

  Ученик, который работал с места, дает историческую справку: «Окружность – самая простая кривая линия. Радиус – происходит от латинского слова «радиус» - «спица колеса». Хорда – греческое слово и переводится – «струна». Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится – «поперечник». И последнее слово – круг «циркулус» - латинское слово, от него же и «циркуль», без которого бы мы не построили круг».
Ребята еще не сказали об одном элементе окружности.
Учитель. 
Какое явление природы изображено на модели? (радуга). Нас интересует дуга. Обращаю внимание на плакаты. На первом плакате окружности и круг, их элементы и точки, принадлежащие им и не принадлежащие. На втором – слова: «окружность», «круг», «радиус», «хорда», «диаметр», «дуга». (Словарная работа)
Подвожу итог объяснения.
Учитель. 
Итак, вы, еще не умея говорить, уже соприкасались с математикой (показывая погремушки), росли с нею (показываю колесо, будильник), а теперь взрослеете, и познания ваши в математике расширяются. Наконец, закончите школу, влюбитесь, и в любви без математики нельзя. (Звучит песня «Обручальное кольцо» припев).Я могу привести вам массу примеров, подтверждающих, что математика постоянно вокруг нас. Поэтому прошу: учите математику, любите математику.
III
Закрепление нового материала.

  1. Показываю, как строить окружность, и с помощью плаката, как строить точки, принадлежащие окружности или кругу и не принадлежащие им, измерять радиус окружности и диаметр.
  2. Отметить на окружности три точки: А, Б, С – и назвать дуги.
  3. Устно № 833.

IV Задание на дом.  П. 22, №850, №852, пов. №854, №858.

V Итог урока.
1. С какой геометрической фигурой мы познакомились?
2. Что надо знать, чтобы построить окружность?
3.  С помощью какого инструмента мы ее строим?
Об этом инструменте Николай Глазков написал шутливое стихотворение, которое так и называется «Циркуль».

Один из учащихся читает:
Танцевальное вращенье совершеннейшей ноги,
И круги, круги, круги вызывали восхищенье.
Балерина создавала точный круг в один момент,
Подивился ей немало достославный геометр.
 О прекрасной балерине вспоминал частенько он.
Не по этой ли причине циркуль был изобретен!
 

Используются технологии uCoz