Минувшие дела

Домашняя Вверх История села История школы Программа развития Устав Публичный отчет школы Наши традиции Достижения Учителя Школьный музей Классные часы Школьные мероприятия Методическая страничка Гостевая книга Внешние связи
 

Домашняя
Вверх

1. Люди района в судьбе страны
2. Но все же мы народ единый

СВОЕЙ ЗЕМЛИ МИНУВШИЕ ДЕЛА

СОЧИНЕНИЕ УЧЕНИЦЫ 11 КЛАССА БАБОШИНОЙ АНАСТАСИИ СЕРГЕЕВНЫ

Есть русская поговорка: «Иван непомнящий родства». А чтобы мы не стали такими «Иванами», нужно помнить и знать свою историю. И об одной такой истории я хочу рассказать.

В ночь на 27 января 1904 года без объявления войны, внезапно, японские миноносцы атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. Утром этого же дня в нейтральном корейском порту Чемульпо японская эскадра в составе четырнадцати кораблей напала на два русских корабля – крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Завязался неравный бой. Русские моряки проявили удивительное мужество и стойкость. Сильные пробоины, начавшийся на корабле пожар помешали «Варягу» пробиться в Порт-Артур. Не желая спустить боевой флаг перед врагом, русские моряки сами потопили крейсер, а канонерскую лодку взорвали.

Не все жители села знают, что двое наших земляков служили и героически погибли на «Варяге» - это Мануйлов Я.П. и Тириченко И.Н. Яков Петрович был двоюродным дядей моей бабушки Яловегиной Марии Федоровны.

После гибели крейсера в Березовской церкви под фотографиями наших соотечественников были вписаны золотыми буквами их имена. И на каждом служении чтили их память.

Но много событий с тех пор произошло в нашей стране, уже давно нет церкви в селе, и как бы забылась эта история. Но я смотрю на старинную фотографию, которую передали в музей нашей школы, где изображены два молодых парня в морской форме, и понимаю, что мы не имеем права их забывать. Ведь не зря до наших дней дошла песня «Варяг», в которой народ воспевает героический подвиг русских воинов.

ЛЮДИ РАЙОНА В СУДЬБЕ СТРАНЫ

Сочинение ученика 11 класса Шиянова Сергея.

     Куда, в какие дали не заносила судьба наших земляков. В какие только передряги они не попадали. В каких городах пришлось им побывать, где жизнь казалась лучше чем в деревне. Но несмотря ни на что многие из них возвращались в родное село. Ярким примером является судьба Лотковой Ефросиньи Филипповны.

     Ефросинья Филипповна родилась 2 июля 1918 года в селе Верхне-Толучеево в семье рабочих. Детство пролетело очень быстро, она взрослела, надо было помогать матери и отцу прокормить младших братьев и сестер. Поэтому девятилетняя Фрося пошла работать в колхоз, она нянчила малышей, зачастую рядом с их родителями, в поле. В шестнадцать лет стала работать наравне со взрослыми.

      В 1936 году ее направили на торфоразработки в Ленинград. Работа была непосильно тяжелой. Но Ленинград очаровал ее своей красотой, и она решила остаться там жить. Ефросинья Филипповна работала на стройке на Васильевском острове, затем устроилась на бензоколонке мойщицей машин. Там же она встретила свою любовь, вышла замуж, родила ребенка. Но война все разрушила. В городе начался голод, тысячи людей вымирали от голода и холода, а не от непрерывных обстрелов немецкими войсками. В этих адских условиях: в страхе, голоде, с постоянным ощущением конца жизни. Среди дикого, озверевшего народа, готового за кусок хлеба убить кого угодно, Ефросиньи Филипповне пришлось прожить все 900 жутких дней блокады. За это время в ее жизни все рухнуло: она потеряла маленького ребенка и любимого мужа, сама была тяжело ранена. После снятия блокады сотни ленинградцев погрузили в товарняк и отправили из города. На станции в вагон вошли три моряка и остолбенели. Перед ними была жуткая картина, вагон был завален мертвыми телами! Моряки стали метаться по вагону в поисках живых. И каково было их удивление, когда среди этих тел они обнаружили всю израненную, но живую Ефросинью Филипповну. Они отнесли ее в теплое помещение, где она пришла в себя.      
   
   Через некоторое время она смогла вернуться в родное село, там ее, совсем ослабевшую, поставили на ноги. Ведь это была ее малая родина, чем она жила , о чем мечтала в этих лишениях. В 1944 году она пошла опять работать в колхоз. Сначала была разнорабочей, а потом дояркой, но здоровье было подорвано, и ей предложили работу полегче – телятницей. В день нужно было трижды напоить телят, численность которых порой превышала семьдесят голов. Молоко носили ведрами с  рядом расположенной МТФ. В таких условиях сейчас бы никто не проработал бы и дня. Но эта женщина проработала целых двадцать пять лет. «Главное полюбить свою работу, привязаться к ней,» - говорит Ефросинья Филипповна. Ее тяжелый добросовестный труд не был не замечен. Она неоднократно удостаивалась похвалы начальства, коллег и председателя колхоза Паршина. Телята у нее выходили крепкие, здоровые. В 1966 году Ефросинья Филипповна была удостоена медали Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР. Эта медаль послужила стимулом в работе, и через два года ее наградили еще одной такой же медалью. Шли годы, и она получила еще одну медаль за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. В 1973 году Ефросинья Филипповна ушла на заслуженный отдых, но и после ей приходилось подменять бывших товарищей по работе.  В 1995 и в 2005 годах она была награждена медалями в честь 50 и 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вклад Ефросиньи Филипповны в развитие района мал, но по-своему значителен. Именно из таких маленьких подвигов и строится наше великое сельское хозяйство.  

«НО ВСЕ ЖЕ МЫ НАРОД ЕДИНЫЙ, ЕДИНОЙ МАТЕРИ СЫНЫ…»

Сочинение Крюковой Евгении, ученицы 10 класса

Братья-славяне, у нас одна земля, одна судьба,
                                                                             И значит, одна на двоих биография
О. Ипатова

        Россия, Русь, Беларусь… С ранних школьных лет люблю находить в словах общий корень, который сближает, делает слова родственными. И даже без десятилетнего юбилея единения двух славянских народов-сородичей, России и Белоруссии, ясно. Что мы по крови, по судьбе и жизни славяне-братья. И вся история развития двух братских стран есть «общая наша судьба, и у нас биография общая».
        Родственные корни двух народов настолько глубоки, что мы порой и не замечаем различий языковых, топонимических – близость, родство во всем. Так, например, городок в России Сураж… Там родилась моя бабушка. С раннего детства помню волшебный бабушкин голос, способный зачаровать, заворожить каждого. Кто попадет к ней на беседу.
       Дивная моя бабуля! Как жаль, что ее уже нет с нами. Но ее судьба, ее активность будет для меня примером. Как нужно любить нас, своих внучат, чтобы на семьдесят пятом году своей нелегкой, полной лишений жизни однажды сказать, что повезет нас на свою малую родину в Сураж, на Брянщину.
      Первый раз еду в поезде… Колеса вагонные выстукивают вместе с бабушкиными воспоминаниями о юности печальную мелодию о шуме брянских лесов, прятавших в своих чащах партизан в годы Великой Отечественной войны. С нами в купе едет дедушка. Вступаем в разговор! У меня от удивления захватывает дух, когда дедушка говорит, что тоже едет в Сураж, только ему нужно в Сураж Витебской области. Вот это да! Оказывается, не только Русь…, Беларусь…, но и города с названием общим! Дальше – еще интереснее… Дедушка-то не совсем обычный. А бывший разведчик одного из партизанских отрядов, действовавших на территории Белоруссии в Витебской области. Он показывает нам свои фотографии, документы, награды… Но самое главное, что я запомнила, так это воспоминания о страшных тех годах, когда он партизанил в 1942 году около Суража. Жаль только, что я была еще совсем маленькой, чтобы осмыслить  все услышанное.
       Но благодаря памяти, я стараюсь осмыслить все рассказанное дедушкой-попутчиком сейчас. На пороге взрослой жизни. Сейчас я уже не помню, как звали нашего попутчика. Помню только, что он ехал на встречу бывших партизан. Он рассказывал, что таковых с каждым годом в живых остается все меньше и меньше, что встреча старых боевых друзей назначена в Витебске. Около могилы их боевого комбрига батьки Миная. Мы с сестрой и бабушкой слушали печальный рассказ о драматической судьбе незнакомого, но отчего-то ставшего мне родным и близким, комбрига Миная. Тогда мне было интересно. Что означает слово «комбриг», и я не давала покоя бабушке, а она толкала меня, чтобы я не прерывала нить рассказа. И еще помню, что бабушка плакала, а я не понимала почему… Детская моя память, как вспышка далекой зарницы, высвечивает сейчас отдельные эпизоды рассказа о Минае… Знаю, что участвовал в гражданской войне, что перед войной был справедливым руководителем, что у него рано умерла жена, и на его руках осталось четверо маленьких детей. А когда началась война, Минай создает партизанский отряд и уходит в Суражские леса. Почему-то помню числа «с двадцатью пятью» партизанами и «тридцать» убитых немцев в первом бою. Теперь я понимаю, как был велик авторитет этого комбрига, если через год это уже был не отряд из двадцати пяти партизан, а целая партизанская бригада, в составе которой насчитывалось около двух тысяч бойцов. – Вот так может сработать лютая народная ненависть к врагу.
        А выдумке партизан, умудрявшихся средь бела дня проникать в логово врага, можно только позавидовать и бесконечно удивляться. И автором этих выдумок был загадочный для меня Минай. Теперь я понимаю, что он настоящий герой, так как имя его наводило ужас на оккупантов. После нападения на Сураж, где был разгромлен гарнизон немцев и захвачена секретная переписка, фашисты пообещали за живого Миная пятьдесят тысяч марок, дом, корову и надел земли. Приказ так долго висел на заборах. Что пожелтел и выцвел. Тогда фашисты назначили новую сумму за голову Минная – сто тысяч марок. Однако и второй приказ постигла та же участь. И тогда, обессилевшие в тупой злобе фашисты, придумали самое чудовищное: всех четверых детей взяли заложниками и через три месяца расстреляли их, перепуганных насмерть, когда Красная Армия прорвала вражескую оборону около Суража и стала приближаться к городу. Еще дедушка-попутчик говорил, что в белорусском Сураже есть памятник расстрелянным детям батьки Минная, что они, бывшие друзья Минная, каждый год приезжают в Сураж к этому памятнику и кладут у подножия букет спелых колосьев – так в белорусских деревнях принято кланяться умершим детям…
       Теперь, когда я уже почти взрослая пишу о своих воспоминаниях и впечатлениях раннего детства, все это: и дедушка-попутчик, и сказочный для меня (в моем воображении настоящий богатырь) комбриг батько Минай, - все это для меня как волшебный утренний сон. А мне. Такой юной и романтичной, но очень неимущей особе, так хочется побывать в братской Белоруссии, в белорусском Сураже, в Витебске, поклониться Минаю, его ребятишкам и сказать слова благодарности и любви.

Используются технологии uCoz