Вечер русского романса
Домашняя Вверх История села История школы Программа развития Устав Наши традиции Достижения Учителя Школьный музей Классные часы Методическая страничка Регистрация

Вверх

 

"Позвольте вас любить"

 Вед 1   Сегодня я нисколько  не боюсь
               С 20 веком временно расстаться,

               Позвольте, я в любви вам объяснюсь
               Высоким словом    русского романса
.
              (Звучит романс «Утро туманное»)

Вед2
Удивительное это явление – русский романс. Услышишь и  всё в тебе перевернётся, охватит,  невыразимой   нежностью, печалью, любовью.
Вед 1    
Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

Вед 2  
  У песни много причин чтобы быть спетой. У романса - только одна - любовь. Особая нота, особая сила страсти, особые обстоятельства души…
Вед 1      
Как и многое другое, романс в России занесло ветром  моды из Европы. И явился он миру Загадочным феноменом  русской  культуры.
Вед 2      
Ни музыкальный анализ, ни литературный не дадут разгадки этому феномену. Когда звучит русский романс, всегда есть повод говорить о судьбах, музах и творцах…
 Средь шумного бала.        ( 1 куплет)

Вед 1  
   Граф Алексей Константин Толстой получил блестящее образование изысканное воспитание. Знатные родственники приблизили его к царскому двору. Он вел по его же выражению весьма светскую жизнь: танцевал на балах, волочился напропалую за дамами, развлекался великой литературной мистификацией – Козьмой Прутковым - и тяготился царской службой. Его художественная натура требовала свободы и только к литературе он относился глубоко и серьезно.

Вед 2
Граф был хорош собою: Лазурного  цвета глаза, белокурые волосы, юношески - свежее лицо.Но эта нежная оболочка скрывала настоящего богатыря: граф разбил подковы, вбивал пальцем в стену гвозди, сгибал винтом серебряные вилки, перебрасывал двухпудовую гирю через флигель.
 Вед
1
Однажды Алексей Константинович  по долгу придворной службы сопровождал наследника на бал-маскарад  в Большом Театре и встретил свою Незнакомку пленился, средь шумного бала(2куп.)
   

                                                 Сцена1      (
Появляется князь.
)              

                                     
 Князь:
Напрасно я ищу повсюду развлечения, пестреет и жужжит толпа передо мной
Но сердце холодно и спит воображенье они все чужды мне, и я им всем чужой!

(
Появляется маска)

Но вот идёт одна … дай, господи!

(
Маска ударяет его, по плечу)

Маска : 
Я знаю тебя!
Князь : 
И, видно , очень коротко
Маска :
О чём ты размышлял, - и это мне известно!

(
Заглядывает под маску)

И если не ошибся я то ротик у неё прелестный
Маска :
Я нравлюсь тебе,  тем хуже
Князь :
Для кого?
Маска :
Для одного из нас
Князь :
Не вижу отчего? Ты предсказанием меня не испугаешь,  и я хоть очень не хитер, но узнаю, кто ты…

Маска :
 Так, стало быть, ты знаешь, чем кончится наш разговор?
Князь :
Поговорим и разойдемся
Маска :
Право?

Князь :
Налево ты, а я направо
Маска :
Но еже ли я здесь, нарочно с целью той,- чтоб видеться и говорить с тобой; Но если я скажу, что через час ты будешь мне клясться, что вовек меня не позабудешь
Князь :
Я не ищу любви
Маска :
Искать, ты не умеешь!
Князь :
Скорей устал искать
Маска :
Но если пред тобой она появится и скажет вдруг: ты мой! Ужель бесчувственным остаться ты посмеешь
Князь :
Но кто ж она? Конечно, идеал
Маска :
Нет, девушка,… а дальше, что за дело!
Князь :
Но покажи её, пусть явится мне смело
Маска :
Ты хочешь многого - обдумай, что сказал!
(Молчание)
Она не требует ни вздохов, ни признания
Ни слез, ни просьб, ни пламенных речей
Но клятву дай оставить все старанья разведать – кто она… и обо всем молчать
Князь :
Клянусь землей и небесами и честию моей!

(Уходят под руки)
 
                                               Сцена 2      (Сидят)

Тютчев: Июль 1822 года. В Германию, в русскую миссию прибыл молодой дипломат Федор Тютчев. Год назад он окончил Московский университет на год раньше положенного трехгодичного срока обучения. Мюнхен принимает Тютчева в свои объятия, обволакивает блеском придворных балов, изяществом музыкальных литературных салонов. Новый неведомый мир европейского бытия всё цело и надолго захватил юную душу.
Вед:
Его служба в Мюнхене началась вроде бы  случайно- потому что была на этот счёт рекомендация
его влиятельнейшего родственника графа Остернапа- Толстого. Но став тютчевской судьбой , пребывание в Германии стало причиной творческого взлёта.
Амалия:
На одном из светских раутов  Тютчев встречает очаровательную Амалию фон Лерхефетд-побочную дочь прусского короля  Фридриха  Вильгельма  3.
Тютчев:
Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью , глубиной чувств. Тютчев  околдован и очарован (
Подходит к Амалии, звучит голос )
Амалия: 
Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени как Тютчева
  (Садятся)
 Тютчев:
Твой милый вздор, наивной страсти полный
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог- увы- умилостивить их
Он служит им  укорою безмолвной.
Сии сердца, в которых правды нет
Они, вдруг, бегут как приговора,
Твоей любви младенческого взора,
Он страшен им, как память детских лет

 
Вед 1: До нас дошли неясные сведения о драматических перипетиях  начало 1825 год, когда Тютчев едва не оказался участником дуэли и должен был уехать из Мюнхена, уволившись в отпуск.
Вед2
За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем бароном Александром Сергеевичем Крюденером, который тогда же стал первым секретарём русской миссии в Мюнхене. Он был на семь лет старше Тютчева и являлся собою, конечно, гораздо более надежного супруга, чем Тютчева.
Заканчивается танец ( подходят к одному микрофону).
Барон:  
Королевская дочь, да к тому  же ослепительная красавица, Амалия явно стремится добиться как можно более высокого положения в обществе. Ее это удалось.
 Амалия : 
Муж ее, барон Крюденер сделал карьеру и занял ответственный пост в министерстве иностранных дел.
Барон: 
Уже в 1830-х годах Амалия играет первостепенную роль в петербургском свете, пользуется  огромным вниманием при дворе. Много раз и совершенно бескорыстно, она оказывала поэту очень важные услуги. (
Барон уходит)
 
Тютчев: “
Ах, что за напасть! И в какой надо было мне быть нужде, чтобы так испортить дружеские отношения! Все равно, как если бы кто-нибудь! Желая прикрыть свою наготу, не нашел для этого иного способа, как выкроить панталоны из холста, расписанного Рафаэлем… И, однако, из всех известных в мире людей она, бесспорно, единственная, по отношению к которой я с наименьшим отвращением чувствовал бы себя обязанным”

Вед 2:
А в 1833 году Тютчев, уже давно женатый на другой, написал одно из обаятельных своих стихотворений, которым отметил 10 годовщину своей влюбленности в Амалию.
                  Я помню время золотое,
                  Я помню сердцу милый карай,
                  День вечерел: мы были двое:
                  Внизу, в тени шумел Дунай.
Тютчев продолжает свою дипломатическую карьеру. Он уже дважды женат, отец большого семейства. В жизни его началась страшная череда  потерь: мать, брат, 4 детей. Ему 67 лет. Жизнь как простреленная птица, подняться хочет - и  не может.                                                                                                                                                                                          (Переходит к микрофону Амалия)
 
Амалия:И вдруг новая встреча с Амалией. Казалось бы, встретились два старых человека  всё прошлое, всё в  прошлом. Но….
( звучит романс “ Я встретил вас” 1 куплет. Амалия уходит)
Тютчев
: Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с моей дорогой  Амалией, которая пожелала  в последний раз  повидать меня на этом свете  и приезжала проститься  со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне  прощальный поцелуй.
Садится
Вед1:
Юные и прекрасные девы, вечные спутницы вечных поэтов земли, всегда рядом, иногда и чуть впереди, ведут своих избранников сквозь грохот и лязг жизни.
Вед 2
:Они могут быть умными и не очень, не всегда красивыми, но всегда незаменимыми. Как нет человека без тени, так нет поэта без его избранницы.
Сцена 3(
Печёрин приглашает  Мери на вальс, подводит к стулу, танцуют)
Мери:
Мерси, монсир.
Печёрин:
Я слышал, княжна, что будучи вам вовсе не знаком, я имел уже несчастье заслужить вашу не милость… что вы нашли меня дерзким… Неужели это правда?
Мери (иронично):
И вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении

 Печёрин
 : Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь еще большую дерзость просить у вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчет меня ошиблись.
 Мери: Вам это будет довольно трудно…
 Печерин :
Отчего же?
 Мери: 
Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы вероятно, не часто будут повторятся
Печерин  (с досадой):
Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника; с отчаяния он может стать  вдвое преступнее и тогда…

Господин:
Позвольте ну, да что тут! Просто ангажирую вас, на мазурку
 Мери: Что вам угодно?
 Господин:  
Что же? Разве вам не угодно? Я таки опять имею честь вас ангажировать на мазурку.  Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего! Гораздо свободнее, могу вас уверить…
Печерин:  
Я прошу вас удалиться. Княжна давно уж обещала танцевать мазурку со мной
Господин:
Ну, нечего делать! В другой раз!
Мери (Печёрину):
Благодарю вас!
(все уходят)

                                                Сцена 3           
(все выходят)

  Паратов:   Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более
Кнуров:
Позвольте и мне повторить ту же просьбу!

Карандышев:
Нельзя, господа, нельзя! Лариса Дмитриевна не станет петь
Паратов:
Да почем ты знаешь, что не станет? А может быть и станет
Лариса:
Извините, господа, я и не расположена сегодня, и не в голосе
Кнуров:
Что-нибудь, что вам угодно!
Карандышев:
Уж коли я говорю, что не станет, так не станет

Паратов:
  А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени станем
Вожеватов:
Это я, сейчас, я человек гибкий!
Карандышев:
Нет, нет и не просите, нельзя, я запрещаю!
Огудалова:
Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано
Карандышев:
Нет, нет! Я положительно запрещаю
Лариса:
Вы запрещаете? Так я буду петь, господа. (Поет романс «Темно-вишневая шаль»)
Кнуров:
Велико наслаждение видеть вас, а еще большее наслаждение слушать вас
Паратов  (с мрачным видом):
Мне кажется, я с ума сойду (целует руку Л.Д.)
Вожеватов:
Послушать да и умереть - вот оно что! (Карандышеву) А вы хотели лишить нас этого удовольствия!
Карандышев:  
Я, господа, не меньше вашего восхищаюсь пением Ларисы Дмитриевны
Паратов (очаровательно глядя на Ларису):
Как я проклинал себя, когда вы пели!
Лариса:
За что?
Паратов:
Ведь я – не дерево, потерять такое сокровище, как вы, разве легко?
Лариса :
Кто же виноват?
Паратов:
Конечно, ей гораздо более виноват, чем вы думаете. Я должен презирать себя.
Лариса:
За что же, скажите?
Паратов:
Зачем я бежала от вас! На что променял вас?
Лариса:
За чем же вы это сделали
Паратов: 
Ах, зачем! Конечно , малодушие надо было поправить свое состояние. Да бог с ним с состоянием! Я проиграл больше чем состояние, я потерял вас , я и сам страдаю, и вас заставил страдать
.Лариса: Да , надо правду сказать , вы долго отравляли мою жизнь.
Паратов: 
Погодите, погодите винить маня.  Я еще не совсем оплошнился, не совсем огрубел; во мне врожденного торгошевства нет, благородного чувства еще шевелятся в душе моей. Ещё несколько таких минут ,да…Ещё несколько таких минут.

Лариса (
тихо):
Говорите!
Паратов:
Я брошу все расчёты, и уж никакая сила не вырвет  вас у меня, разве вместе с моей жизнью.
Лариса:
Чего же вы хотите?
Паратов:
Видеть вас , слушать вас…. Я завтра уезжаю.

Лариса (
опустя голову):
Завтра
Паратов:
Слушать вас очаровательный голос; Забываю весь мир и мечтаю только об одном блаженстве.
Лариса  (
тихо):
О  «каком» ?
Паратов:
О блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног.
Лариса:
Но как же?

Паратов:
Послушайте: мы едим всей компанией, кататься по Волге на катере- поедимте!
Лариса: 
Ах, а здесь? Я не знаю, право. Как же здесь?

Паратов:
Что такое «здесь?» Сюда сейчас приедет  тетка Карандышева, барышни в крашеных шелковых платьях; Разговор будет о соленых грибах.
Лариса:
Когда же ехать?
Паратов:
Сейчас
Лариса:
Сейчас?
Паратов:
Сейчас или никогда!
Лариса:
Едемте .
Паратов:
Как, вы решитесь ехать за Волгу?
Лариса:
Куда вам угодно.
Паратов:
Ну, признаюсь, выше и вообразить не могу. Очаровательное создание ! Повелительница  моя!
Лариса:
Вы – мой повелительница!
Лариса и Паратов убеждают остальные остаются.
                                                  
                                                 СЦЕНА 4   (Выходят цыгане,  танцуют и усаживаются .)

Цыганка 1:
Живи смелей, товарищ мой
Разнообразь досуг шутливый!
Люби, мечтай, пируй и пой,
Пренебреги  молвы  болтливой
И порицанием  и  хвалой!

Цыганка 2:
О, как безумна жажда славы!
Равно исчезнут  в  бездне лет
И годы шумные  побед,
И миг незнаемой   забавы!

   Цыганка 3:  Всех смертных ждет судьба одна
Всех чередом поглотят лета,
И философа – болтуна,
И длинноусого корнета,

   Цыганка 4:  Познай же цену срочных дней
Лови пролетное мгновенье
Исчезнут жизни сновиденья
Кто был счастливей, был умней.

   Цыганка 5:   Будь дружен с музою моею,
Оставим мудрость мудрецам
На что считаться с жизнью нам,
Когда шутить мы можем с нею?

Вед 1:
Одна из особенностей романса – быть всегда правдивым, нести в себе радости и печали, страсти и горечь своих создателей. Это маленькая человеческая драма, рассказанная с подлинным вдохновением, страстным чувством.
Вед 2:
Романс всегда современен. Каждое новое поколение как бы прочитывает его заново


                        Сцена 5
    (Юноша и девушка читают «Балладу о прокуренном вагоне»)

  
«Не уходи, побудь со мной»
   Как больно милая, как странно,
   Сроднясь в земле, сплетясь ветрами
   Как больно, милая, как странно
   Развиваться под пилой
   Не зарастет на сердце рана
   Прольемся чистыми слезами
   Не зарастет на сердце рана
   Прольется пламенной смолой
   Пока жива, с тобой я буду
   Душа и кровь не разделимы
   Пока жива, с тобой я буду
   Любовь и смерть всегда вдвоем.
   Ты понесешь с собой повсюду
   Не забывай меня, любимый,
   Ты понесешь с собой любимый
   Родную землю, милый дом
   Но если мне укрыться нечем
   От жалости неисцелимой
   Но если мне укрыться нечем
   От холода и темноты?
   За расставаньем будет встреча
   Не забывай меня любимый
   За расставаньем будет встреча
   Вернемся оба – я и ты
   Но если я безвестно кану
   Короткий свет луча дневного
   Но если я безвестно кану
   За звездный пояс в млечный дым
   Я за тебя молится, стану
   Чтоб не забыл пути земного
   Я за тебя молится, стану
   Чтоб ты вернулся невредим
   Трясясь в прокуренном вагоне
   Он стал бездомным и смиренным
   Трясясь в прокуренном вагоне
    Он полуплакал, полуспал
    Когда состав на скользком склоне
    Вдруг изогнулся странным креном
    Когда состав на скользком склоне
    От рельс колеса оторвал
     Нечеловеческая сила
    В одной давильне всех колес
    Нечеловеческая сила
    Земное сбросила с земли
    И никого не защитила
    Вдали обещанная встреча
    И никого не защитила, рука, зовущая вдали
    С любимыми не расставайтесь
    Всей кровью прорастайте в них
    И каждый раз навек прощайтесь
    Когда уходите на миг

    Вед 1:  В нашей жизни прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.

   Вед 2:  Призадуматься  и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой

   Вед 1:  Но перед ликом суровой эпохи,
Что по-своему тоже права
Не вымаливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава

(Б.Окуджава  «Давайте восклицать»)

Используются технологии uCoz