Методическая страничка

Домашняя История села История школы Программа развития Устав Публичный отчет школы Достижения Учителя Школьный музей Школьная жизнь Проба пера Классные часы Школьные мероприятия Методическая страничка Гостевая книга Внешние связи
 

Домашняя
Масштаб
Окружность и круг
Математический КВН в 5 классе
Действия с десятичными дробями
Действия с натуральными числами
Лингводилижанс
Умники и умницы
Сказочная викторина-путешествие
Части речи
Викторина по истории
Колесо истории
Эндокринная система
урок биологии
Название чисел

Тема урока: Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. 
Цели и задачи урока:
Введение новых понятий высоты, медианы и биссектрисы треугольника.
Развитие логического мышления учащихся.
Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению геометрии.
Развитие интеллекта, любознательности учащихся.
Развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать.
Формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе.
Содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способность к творческой деятельности.
Воспитывать культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, аккуратность.
Оборудование и наглядность урока.

1.     Модели треугольников, изготовленные из плотного цветного картона, с закреплёнными в вершинах цветными тесёмками (для каждого ученика и учителя).

2.     Презентация к уроку «Медиана, биссектриса и высота треугольника».

3.      Компьютер с мультимедийным проектором.
Ход урока:
I. Сообщение темы урока и постановка задач урока.

Что называется треугольником?
 (Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой и соединённых попарно отрезками).
Зовётся он треугольник,
И с ним хлопот не оберётся школьник!
Тема сегодняшнего урока: “Медиана, биссектриса и высота треугольника”.

II. Изучение нового материала.

1. Медиана.
Начертите треугольник АВС и найдите середину стороны ВС – точку М. Что называется серединой отрезка?
(Серединой отрезка называется точка отрезка, которая делит его пополам, то есть на два равных отрезка). Запись на доске: АМ=МС
Соедините точку М с вершиной В. Отрезок ВМ называется медианой треугольника. Ученик выполняет рисунок на доске, остальные в тетрадях. Что такое медиана треугольника?
Определение. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника.
На экран проецируется слайд презентации

Сколько вершин у треугольника? (3). Сколько у него сторон? (3).
Сколько медиан можно провести в треугольнике?(3).
“Проведите” три медианы на моделях треугольников. Какое свойство медиан вы заметили?
В любом треугольнике все медианы пересекаются в одной точке.
Эта точка называется центром тяжести треугольника. Если «одеть» центр треугольника на спицу, то он будет находиться в равновесии.
Заранее подготовленный ученик читает стих о медиане, сопровождается показом слайда презентации.


2. Биссектриса.
Вспомните определение биссектрисы угла.
Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется биссектрисой угла.
Постройте биссектрису ВК угла В с помощью транспортира. Она пересечёт отрезок АС в точке К. Отрезок ВК называется биссектрисой угла В треугольника АВС. Запись на доске: уголАВК = уголСВК   К принадлежитАС
Определение. Биссектрисой треугольника называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину угла треугольника с точкой противоположной стороны треугольника.
На экран проецируется слайд презентации.

Заранее подготовленный ученик читает стих о биссектрисе, сопровождается показом слайда презентации.

Покажите все три биссектрисы на вашей модели треугольника. Сформулируйте свойство биссектрис треугольника.
В любом треугольнике биссектрисы пересекаются в одной точке.

3. Высота.

С помощью чертёжного угольника из вершины В треугольника АВС проведём перпендикуляр ВН к прямой АС. Он называется высотой треугольника. Ученики выполняют рисунок в тетрадях, один ученик работает у доски. Что называют высотой треугольника?
Определение. Высотой треугольника называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону.
Запись на доске: ВН перпендикулярноАС,  Н принадлежит АС
На экран проецируется слайд презентации

Сколько высот имеет треугольник? (3).
“Постройте” все три высоты на модели вашего треугольника. Обладают ли высоты аналогичным свойством, что и медианы? (Да).
У некоторых из вас модели прямоугольных треугольников. Где пересеклись их высоты? (В вершине прямого угла).
Учащимся показывается слайд презентации)

Начертите треугольник АВС, у которого угол В – тупой.  С помощью чертёжного угольника проведите его высоты. На экран проецируется слайд презентации. Учитель объясняет построение высот.

Вывод. Высоты или их продолжения пересекаются в одной точке.

Заранее подготовленный ученик читает стих о высоте, сопровождается показом слайда презентации.

Конечно, геометрия – наука серьёзная, и учить её надо серьёзно и вдумчиво. Но и забавные стихи и весёлые “геометрические” зверята помогают учению.
III
. Закрепление изученного материала
№ 1 Решение задачи по готовому чертежу (с комментированием).

Рисунок 11

Дано:треугольникАВK, АВ = АК,  АС – биссектриса уголА.
Доказать: треугольникАВС = треугольник АКС.
Решение:
АС – биссектриса уголА,  уголВАС = уголКАС;
АВ = АК (по условию), АС – общая сторона, треугольникАВС = треугольникАКС по двум сторонам и углу между ними.

№2. Дополнительное задание для сильных учеников. Решить задачу по готовому чертежу. Чертеж начерчен на обратной стороне доски.

Дано: треугольникАВС, ВЕ – медиана, АЕ = 5см, ВС = 7см,АС  ┴
BF. Найти: РАВС. Решение.
ВЕ – медиана, АЕ = ЕС  = 5см, АС = 2АЕ = 10см,
АС  ┴
BF,  угол АЕВ = уголСЕВ = 900 ,
ВЕ – общая сторона,  треугольникАВЕ = треугольникСВЕ по двум сторонам и углу между ними, значит АВ = ВС = 7см,
РАВС = АС + АВ + ВС = 10 + 7 + 7 = 24см. 
Ответ: 24см. 

IV. Итог урока
С какими новыми геометрическими понятиями мы сегодня познакомились? (Медиана, биссектриса, высота).

Три девицы, три сестрицы
В треугольнике живут.
Но вас предупреждаю я:
У каждой миссия своя!
Знает каждый школьник,
Как меня построить.
К чему не проведут меня,
Всем перпендикулярна я.
Отгадай, вопрос простой,
Как зовусь я? (Высотой).
Вначале вы найти должны
Середину стороны.
Ее соединишь с вершиной,
И меня уж получил ты. 
Просто все и без обмана.
Как зовусь я? (Медиана).

IV. Домашнее задание. Стр. 33- 34, выучить определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника, № 101, №102, (Практические задания на построение) №106 (пояснить чертеж).
V. Выставление оценок и их комментирование.


 

 

 
 

Используются технологии uCoz