Русская изба
Слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом». Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались. Избы в старой России обычно строились, или, по народной этомологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу- обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такое жилище может соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными. Принципиальные изменения в строительной технике, планировке внутреннего пространства, внешнем облике избы стали вводиться лишь в последней трети ХIХ века, когда традиционные представления крестьян о мире и человеке в нём стали уходить в прошлое. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня. Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая, друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать «священные» и «проклятые» деревья – они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет «сухотка». Большое несчастье случится, если в сруб попадает «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрёстке дорог или на месте бывших лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. Постройка дома осуществлялась собственными силами семьи, или нанималась артель плотников. Богатый хозяин, как правило, заключал договор о строительстве с артелью плотников. Особенно славились своим мастерством и высокой организацией работ. Русская печь
Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Древнейшим типом русской духовой печи была печь без дымохода, называвшаяся курной печью или чёрной. Дым выходил наружу через устье во время топки, висел над потолком толстым слоем, от чего верхние венцы брёвен в избе покрывались копотью. Для выхода дыма из помещения открывали дверь и небольшое отверстие в потолке или в задней стене избы – дымоволок. После топки это отверстие затыкали тряпками. Преимущество топки по-чёрному объясняют долговечность изб, которые встречаются ещё и в наши дни в западной части Архангельской области. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. В этой связи не случайна загадка о печи: «Чего из избы не вытащишь?». По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других. Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ) Парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Красный угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым». Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища) встречающееся в нашей местности. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Со времени появления обоев (середина ХIХ в.) красный угол нередко обклеивали или выделяли из остального пространства избы. Украшение обоями лишь одного угла практиковалось по причине их дороговизны. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового. Во многих местах на территории России красный угол называли ещё «большим» или «передним». Кровать В нашей избе вы увидите празднично заправленную деревянную кровать, покрытую искусно сделанным лоскутным одеялом. Все простыни и наволочки умело, изготовлены на дому. Рядом с кроватью висит люлька, которая редко пустовала. Качала ее одна из невесток. Простыня (настольник, рядно). Прямоугольный кусок ткани для простилания на матрас. На изготовление простыней шло холщовое полотно, как грубое, так и тонкое, обычно белого цвета. Свешивающийся с постели край простыни нередко украшался подзором простыней, предназначенных для первой брачной ночи. Подзор. Декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище. Представляет собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни так, что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом. Зеркало Элемент убранства крестьянской избы. В нашем музее форма зеркала- прямоугольная. Обрамление зеркала изготовлено из дерева так, что отражающая поверхность несколько утопает в оправе, которая украшена рельефной резьбой. Зеркало обычно закреплено в простенке между окнами. В русской деревне оно появляется и распространяется довольно поздно, в XIX в., являя собой предмет роскоши и показатель зажиточности дома. Согласно Своей роли в быту зеркало почти всегда украшается дополнительно к росписи и резьбе нарядными полотенцами с декоративными вышивками. В нашем музее весящий на зеркале рушник передан потомками семьи Барановых. Эту работу выполнила девочка четырнадцати лет. По народным представлениям, ребенку будут сниться плохие сны, он перестанет расти или его может подменить нечистая сила, если он посмотрится в зеркало. В свадебной обрядности зеркало наделялось любовной и брачной символикой. Женские и мужские углы Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок, прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи, детский костюм, расшитые пояса и понева. Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Все в семье подчинялись хозяину, соблюдали церковные обряды и вели себя благочестиво.
|