|
Программа развития МОУ Березовской средней общеобразовательной школы Воробьёвского муниципального района на 2007-2011гг. III. Формирование концепции новой школы. IV. Совершенствование воспитательной системы I. ВведениеНастоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по её реализации для комплексного влияния на изменение философских оснований школы, меняющих характер педагогических отношений, содержания и формы организации жизни и работы как учителя, так и ученика.
1. Нормативная база для разработки программы развития школы: 1. Конвенция о правах ребёнка. 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка». 3. Закон РФ «Об образовании». 4. Национальная доктрина образования РФ, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. 5. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования». 6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. от 11.02.2002 г. №393 7. Типовое положение об общеобразовательной школе. 8. Общеобразовательные программы. 9. Материалы по информационному обеспечению образовательного процесса. 10. Концепция воспитательной работы Воронежской области, Елизаветовской ООШ.
2. Цель Программы Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребёнка.
3. Основные задачи Программы.
· Реорганизация системы управления школой. · Поиск, разработка и внедрение нового содержания образования в школе. · Разработка системы контроля исполнения законодательства об образовании, локальных актов учреждения, требований функционирования системы образования школы в соответствии с государственными нормами и нормативами. · Реализация преемственности разновозрастных ступеней обучения (дошкольной, школьной, дополнительного образования), предоставляющей каждому обучающемуся возможность поступательного развития. · Создание условий для качественного образования и воспитания каждого учащегося. · Создание условий для обеспечения инновационной деятельности в школе. · Введение предпрофильного обучения . · Внедрение новой формы итоговой аттестации выпускников. · Совершенствование мастерства педагогов. · Полноценное использование воспитательного потенциала семьи и активизация её воспитательных функций. · Усиление педагогического влияния школы на личность ребёнка и его самоопределение в жизни. · Расширение сотрудничества с социальными структурами села. · Развитие органов ученического самоуправления, создание детской неполитической общественной организации.
4. Сроки реализации Программы: С сентября 2007 г. по август 2011 г.
5. Этапы реализации Программы. I этап Организационный этап (январь 2007 г. – август 200 г.) а) Принятие решения о разработке концепции и создание программы развития школы. б) Разработка концепции программы развития школы и выработка стратегии её внедрения (2007 год). II этап Основной этап (январь 2007г. – январь 2009 г.). Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние (внедрение предпрофильного образования, новой формы итоговой аттестации выпускников). III этап Обобщающий этап (2010/2011 учебный год). Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
6. Управление Программой. 1. Организационный этап (январь 2007 г. – август 2007 г.). а) Создание координационного совета. (январь 2007 г.). Директор школы Шпотин Евгений Васильевич . б) Разработка программы (январь – апрель 2007 г.): -директор школы Шпотин Евгений Васильевич, -заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левченко Зоя Васильевна, - старшая вожатая Бескоровайная Л.К. в) Обсуждение программы педагогическим коллективом школы (апрель – август 2007г.) Ответственные: директор школы Шпотин Евгений Васильевич, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левченко Зоя Васильевна, старшая вожатая Бескоровайная Л.К. г) Анализ работы школы и реализации Программы развития школы в период организационного этапа по результатам диагностики. (в течение всего периода). Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левченко З.В.., старшая вожатая Бескоровайная Л.К. 3. Основной этап (сентябрь 2007 г. – январь 2010 г.). 1. Содержание образования: Воробьёвское РОНО, директор школы Шпотин Евгений Васильевич, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левченко З.В. 2. Повышение профессионального мастерства педагогов школы: директор школы Шпотин Евгений Васильевич, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левченко З.В.. 3. Внедрение здоровьесберегающих технологий: директор школы Шпотин Е.В, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левченко З.В., старшая вожатая Бескоровайная Л.К. 4.Дополнительное образование: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левченко З.В., старшая вожатая Бескоровайная Л.К. 5.Развитие ученического самоуправления: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левченко З.В., старшая вожатая Бескоровайная Л.К 6.Укрепление материально-технической базы: директор школы Шпотин Евгений Васильевич. 7. Воспитательный процесс: директор школы Шпотин Евгений Васильевич, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левченко З.В., старшая вожатая Бескоровайная Л.К 7. Финансовое обеспечение Программы: Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников финансирования: областного и местного бюджетов, дополнительного привлечения внебюджетных средств. II. Анализ состояния школыВ МОУ Березовской основной общеобразовательной школе 168 обучающихся. Школа работает в одну смену. Школа укомплектована кадрами полностью. В школе работают 23 учителей, из них: · (45%) – высшую категорию · (47%) – первую квалификационную категорию, · (5%) – вторую квалификационную категорию, Средний стаж работы педагогов 19 лет (наибольший – 38 лет, наименьший – 0,5 лет). Возрастной состав педагогов : от 32 до 58 лет. По возрастному составу коллектив сбалансирован, основу составляют педагоги среднего возраста. Выросло число учителей, имеющих 1 квалификационную категорию в процентном отношении к общему числу педагогов.
Режим работы школы – шестидневная учебная неделя в 5-11 классах, пятидневная учебная неделя - в 1- 4 классах. Ø одна смена: 8.30 –14.10 Продолжительность урока в 1 классе -35 минут, во 2-11 классах – 45 минут. Образовательный процесс осуществляется в 1 здании. В школе 17 кабинетов. Кроме учителей в школе работают: 2 повара, 5 рабочие по комплексному обслуживанию школы, сторож, 4 кочегара. В школе имеются кабинеты: Начальных классов-4 Физики -1 Русского языка-2 Математики-2 Химии – 1 Биологии - 1 Изобразительного искусства-1 Истории-1 Информатики-1 ОБЖ - 1 Технологии – 2 Географии – 1 Кабинет логопеда - 1 В кабинете информатики имеются 17 компьютеров, 2 сканера, два принтера. Интерактивная доска – 1
Школьные кабинеты оборудованы стендами, имеется разноуровневый дидактический материал, папки с методическими разработками учителей, в кабинете естествознания идут уроки по физике, химии, биологии, географии, экологии. Для демонстрации на уроках физике имеется оборудование: динамометры 5, барометр, манометры 2, амперметры 3, вольтметры 2, ваттметр, тележки для изучения движения, прибор для наблюдения броуновского движения, набор грузов по механике, калориметры 3, рычаги 2, демонстрационный динамометр, электрометр, модель двигателя внутреннего сгорания, термометры 2, теплоприёмник, фотоаппарат 2, Комбинированная мастерская на 14 рабочих мест. В школьной мастерской имеются следующие станки:
1.Токарный ТСД-120 Д 2.Токарный СТД -120 М 3.Токарный ТВА №310 4. Сверлильный С 829 5. Точильный.
В школе имеется учебно-опытный участок площадью 0,5 га. Спортзал школы площадью 12´18 м2 оборудован шведской стенкой, имеется канат для лазанья, конь, козёл, волейбольная и баскетбольная площадки, 8 столов для н/тенниса, возле школы имеется футбольное поле, волейбольная площадка, баскетбольная площадка, поле для ручного мяча, рукоходы, разноуровневые турники.
В библиотеке Березовской основной общеобразовательной школы имеется 10110 книг, в том числе 12288 учебников. В школе нет столовой, но все ученики питаются в столовой на 80 посадочных мест.
В школе созданы условия для качественного образования, однако школьные кабинеты нуждаются в оснащении современным оборудованием: оргтехнике, приборами, техническими средствами обучения, наглядными пособиями. Цель всей воспитательной системы школы – ученик, его личность с возрастными особенностями, интересами, способностями. Важная роль в воспитании принадлежит дополнительному образованию. В школе дополнительное образование выступает как средство мотивации развития личности. В процессе такого образования создаются «ситуации успеха» для каждого ребёнка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Именно в сфере дополнительного образования реализуется одно из приоритетных направлений деятельности детей и подростков – формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. В школе созданы и действуют следующие объединения по интересам
Дополнительное образование школы охватывает все направления внеклассной деятельности. Для творческой работы объединений необходимы проведение творческих встреч, экскурсий, использование новых форм работы, установление творческих контактов. Обеспечение социальной защиты детей. Детям из малообеспеченных семей оказывается материальная помощь из фонда социальной защиты населения.
Психолого-педагогическая работа с детьми из неполных, многодетных семей и семей социального риска, а также с трудными подростками осуществляется через беседы, консультации родителей и учащихся, по личным, школьным проблемам воспитания, обучения, развития, взаимоотношений и т.д. Посещение на дому проводится с целью обследования материально-бытовых условий. Осуществляется контроль за успеваемостью, учебной и внеурочной деятельностью классными руководителями, школьным родительским комитетом. Дети-инвалиды обучаются совместно с другими детьми, но учебный процесс осуществляется с учетом медицинских показаний. Для своевременного выявления детей с ослабленным здоровьем поддерживается связь с участковой и районной больницами. Проводится ежегодное обследование учащихся. По необходимости учащиеся направляются для консультаций к специалистам (логопеду, невропатологу и др.). Таким образом, учитываются возможности детей, их психическое и физическое здоровье. С целью пропаганды психолого-педагогических знаний среди родителей проводятся всеобучи, общешкольные родительские собрания. Так, например, проводились родительские собрания по темам: «О профилактике безопасности дорожного движения», «Как воспитывать стремление к прекрасному в жизни, природе, искусстве», «Профориентация учащихся», «Воспитание в семье интереса к чтению, рисованию, музыке», «Проблема свободного времени детей», «Труд, разумный отдых, интересы и увлечения», «Роль родителей в создании условий соблюдения режима труда и отдыха в период подготовки учащихся к экзаменам» и др. Кроме этого учащиеся и родители встречались с инспектором по делам несовершеннолетних. Контролируется трудоустройство выпускников 9 и 11 классов. Для детей начальных классов работает летом пришкольный лагерь «Солнышко». Дети среднего звена в летние каникулы работают на пришкольном участке. Школьникам предоставляется возможность отдохнуть в оздоровительных лагерях. Школа тесно сотрудничает по всем вопросам социальной защиты детей с организациями: комиссией по делам несовершеннолетних, участковой больницей, правоохранительными органами, библиотекой, Домом культуры, общественными организациями при сельсовете.
Традиционными в школе стали: -День знаний, -Праздник посвящения в первоклассники, -Осенний бал, -День Учителя, -День музыки, -День защиты детей, -Новогодняя сказка, -Новогодний балл, -День выпускника, -День защитника Отечества, -Праздник для мам, -День здоровья, -Праздник Букваря, -День Победы, -Праздник Последнего звонка, -Выпускной вечер, -Предметные недели.
В школе обучается 44% девочек и 56% мальчиков. 8 % обучающихся – дети из неполных семей, где в основном воспитанием занимаются матери учеников. 2 семьи поставлены на контроль.
По национальному составу преобладают русские-99,7%. В школе огромное внимание уделяется формированию здорового образа жизни детей, использованию здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности. В школе работают спортивные секции ОФП, шахматная секция, ежедневно проводится час здоровья, один раз в полугодие проводятся Дни здоровья. Более 60% учащихся начальных классов летом отдыхают в школьном оздоровительном лагере.
Характеристика культурного социума. На развитие детей влияют такие культурно-просветительские учреждения, как: Сельский Дом культуры, сельская библиотека, поэтому развитие разносторонних интересов детей осуществляется в основном через дополнительное образование, которое они получают в школе.
Характеристика управляющей системы школы.
На основе проведённого анализа работы школы следует отметить проблемы, которые предстоит решить в ходе реализации Программы развития: 1.Выбор оптимального и достаточного количества элективных курсов в школе. 2.Выбор и внедрение в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень школьников. 3.Формирование исследовательских умений и навыков на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления обучающимся оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов.
III. Формирование концепции новой школы.
Концепция строится в соответствии с принятым Законом об образовании.
Реализация программы развития школы предполагает целенаправленную координацию действий: - учителей, родителей и детей- главных - участников образовательного процесса; - работников системы образования (учителя, руководители школ), которые берут на себя профессиональную и гражданскую ответственность за уровень и качество образования; - представителей региональной власти, других сфер общественности, заинтересованных в развитии школы.
Концепция развития школы реализуется в три этапа:
I этап Организационный этап (январь 2007 август 2007 гг.) а) Принятие решения о разработке концепции и создании программы развития школы. б) Создание Координационного совета (январь 2007 г.). в) Разработка концепции программы развития школы и выработка стратегии её внедрения (2006/2007 учебный год). II этап Основной этап (сентябрь 2007 г. – январь 2010 г.). Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние (внедрение предпрофильного обучения, внедрение нового способа итоговой аттестации выпускников). III этап Обобщающий этап (2010/2011учебный год).
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Принципы развития школы: 1. Дифференциация уровней общеобразовательных услуг; 2. Формирование образовательных потребностей у всех возрастных групп учащихся; 3. Создание условий для удовлетворения образовательных запросов учеников школы; 4. Доступность образовательных услуг для разных слоев населения
Цели и основные направления развития школы.
Основными целями развития школы являются: 1. Обеспечение становления личности ребенка, выявление и целостное развитие его способностей. 2. Повышение качества образования на основе изменения его содержания: переход от информации как предмета запоминания к школе мышления, действия и развития способностей. 3. Создание условий для формирования развивающейся личности ученика, способной к саморазвитию, саморегуляции, для формирования коллектива, позволяющего реализовать потребности личности в творческой деятельности, в самореализации. 4. Создание условий для самореализации учителя, для раскрытия творческого потенциала каждого учителя.
Основные задачи развития школы:
§ Разработка системы контроля исполнения законодательства об образовании, локальных актов учреждения, требований функционирования системы образования школы в соответствии с государственными нормами и нормативами. § Реализация преемственности разновозрастных ступеней обучения (дошкольной, школьной, дополнительного образования), предоставляющей каждому обучающемуся возможность позитивного развития. § Создание условий для качественного образования и воспитания каждого обучающегося. § Внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий. § Введение предпрофильного обучения на базе второй ступени. Совершенствование мастерства педагогов. § Полноценное использование воспитательного потенциала семьи и активизация её воспитательных функций. § Усиление педагогического влияния школы на личность ребёнка и его самоопределение в жизни. § Расширение сотрудничества с социальными структурами села. Развитие органов ученического самоуправления.
Изменения в содержании образования. 1. Влияние способа организации образовательного процесса на повышение качества образования. 2. Новшества в технологиях обучения, воспитания и развития. 3. Переход на предпрофильное обучение.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
1. Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, человека во всем их многообразии. 2. Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности, уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую родину. 3. Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира. 4. Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный. 5. Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.
III. Основные мероприятия по реализации программы достижения современного качества образования
IV. Совершенствование воспитательной системы
Перечисленные мероприятия подлежат корректировке в зависимости от результатов, получаемых в ходе реализации Программы развития школы.
Директор школы __________ Е.В.Шпотин
Программа принята Педагогическим советом школы муниципального общеобразовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы _____________ 2007г протокол № Согласовано: Начальник управления образования администрации Воробьёвского муниципального района __________ Л.П.Строева |