| |
ОДИН ЗА ВСЕХ, И ВСЕ ЗА ОДНОГО!
КЛАССНЫЙ ЧАС В 5 КЛАССЕ
ЦЕЛЬ:
прививать значимость чувства дружбы.
ОФОРМЛЕНИЕ И
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации из
литературных произведений на тему дружбы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Учитель:
Сегодня мы начинаем разговор о дружбе, об
отношениях, которые должны быть между друзьями и одноклассниками. Во все времена
и у всех народов высоко ценилась дружба, преданность и верность. По своему
происхождению слово «дружба» тесно связано с таким понятием, как родственная
близость. Выражение «друзья и братья» некогда имело одно лексическое значение.
Дружба предполагает взаимную помощь и сходство чувств, переживаний, восприятия
окружающего мира. Вот как об этом сказал великий В.Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
У каждого из нас есть нужда
в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях,
доверить свои чувства, поделиться радостью и горем, надеждой и разочарованием.
«Что такое друг?! – спрашивает К.Гельвеций, выдающийся представитель
французского просвещения. И отвечает, - Избранный нами родственник. Мы желаем
иметь друга, чтобы, так сказать, жить в нем, чтобы изливать свою душу в его душу
и наслаждаться беседой, которую доверие делает всегда восхитительной». Может
быть это высокопарные слова, но если вслушаться, то в них есть истина. Дружба –
это тесные взаимоотношения между людьми, бескорыстное чувство уважения,
основанное на единстве взглядов. Дружба – это высокое чувство, в которое не
может вмешиваться какая-то корысть. А знаменитый французский философ Вольтер
считал, что «глаза дружбы редко ошибаются». Как вы понимаете, ребята, это
выражение?
Ученик:
друг всегда видит и горести, и радости своего
друга.
Учитель: Конечно, глаза дружбы не
ошибаются. Вы же замечаете, если ваш друг расстроен, значит, у него что-то
случилось. Часто друзья даже чувствуют неприятности своего друга. Как вы думаете,
при каких условиях или с чего может возникнуть дружба в классе и у отдельных
ребят друг с другом?
Ученики: С совместных дел. Мы ходили
в поход и стали ближе друг другу.
С события или происшествия.
Учитель: Да. Именно с совместной
деятельности, общих переживаний, взаимности, щедрой отдачи себя начинается
дружба. Ведь каждый человек испытывает желание быть нужным другим, ощущать
потребность в себе. Подумайте. Ребята, о потребности в близком человеке. Ведь
это именно то, с чего начинаются поиски человека, понимающего тебя. А из этого
следует, что в основе дружбы лежит именно понимание близкого человека. Когда у
тебя появляется друг, и ты чувствуешь, что это именно тот человек, появляется
желание рассказывать о себе, о своих переживаниях. Можно сказать, что без
взаимной симпатии, без сочувствующего понимания, без полной самоотдачи дружеские
отношения просто не состоятся. Помните, как поется в песенке – дружба начинается
с улыбки. А как вы думаете, почему?
Ученики: Когда человек улыбается, он
располагает к себе.
Когда мне улыбаются, у меня поднимается настроение, и мне
хочется улыбнуться в ответ.
Учитель: Улыбаясь, мы показываем, что
доверяем друг другу, проявляем симпатию к человеку, а именно с этого начинается
дружба. Дружеские отношения могут составить основу коллективной дружбы,
связанной общей классной жизнью, интересами, перспективами. Давайте же решим
сегодня, часто ли мы видим в нашем классе улыбку расположения и доброго
отношения друг к другу?
Ученики: ответы учащихся
Учитель: Что мешает нам строить
дружеские отношения в коллективе?
Ученики: ответы учащихся
Учитель: Мне хочется привести вам
один пример. Я прочитала в газете потрясающую историю: «…Марина за два месяца до
окончания учебного года вынуждена была оставить школу – заболевание центральной
нервной системы, катастрофически ухудшается речь, память, падает зрение. Сидеть
более десяти минут не могла, не в состоянии принимать пищу без посторонней
помощи. Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали
чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ними. Ребята были скупы на
слова. Первым из оцепенения вышел Сережа. Под его руководством мальчики посадили
под окном Марины шесть кустов сирени, затем устроили концерт. И дальше Марину не
оставляли одну, дежурили группами или по одиночке. Прошли годы, и дружба сделала
свое дело, она исцелила безнадежно больную девочку. Они рассматривали
фотографии, смеялись и вспоминали. Марина смеялась громче всех. Они сидели за
столом под сиренью, как семья за обедом». Вот такие чудеса может творить дружба!
Надо помогать друзьям, вместе с ними вырастая,
И поверьте: сила злая неопасна будет вам.
Надо помогать друзьям. Другу помоги с душой
И пекись, как бы о брате, не для выгоды пустой
Или выигрыша ради. Другу помоги с душой.
Ученики:
Каждый мечтает о таких друзьях, которые не
только не бросят в трудную минуту, но и сделают все возможное, чтобы отвести
беду.
Учитель: Когда появляется дружба?
Где тот миг, который становится важным для человека, и нужно ли его определять?
Как вы думаете?
Ученики: Подружиться можно благодаря
общему делу. Например, в секции или кружке.
Очень часто мы находим друзей во дворе, в котором живем, на
своей улице.
В школе ребята тоже находят своих друзей.
Некоторые ребята дружат с детского сада.
Часто ребята начинают дружить, если дружат родители.
Учитель:
Не важно, где познакомились будущие друзья,
важно, что чувство дружбы возникает. Дружба – это духовная связь людей, ничем
незаменимая ценность. Нарушение этой связи настолько занчительно, что
одиночество ложится тяжелым бременем. Дружба не находится и не предлагается. Она
рождается взаимными усилиями. Не надо бояться одиночества. Надо задуматься: если
тебе скучно самому с собой. Будет ли интересно с тобой другим? Сделай себя
интереснее духовно, стань добрее, активнее, общительнее, внимательнее к людям, и
обязательно найдется человек, который будет тебе другом. А что для вас настоящий
друг?
Ученики: Человек, который тебя
понимает.
Друг – это тот, кто тебя не предаст.
С другом в разведку идти не страшно.
Друг – это самый дорогой человек, которому ты доверяешь.
Друг никогда не обманет.
Друг – это тот, кто выручит из дюбой беды.
Друг – это человек, который отдаст последнюю рубашку ради
друга.
Друг – это одна тайна на двоих.
Друг – это постоянная тревога и радость за близкого
человека.
Учитель:
Как много хороших слов вы сегодня мне сказали!
Каждый из вас может стать тем самым другом, про которого вы мне рассказали.
Очень важное качество в дружбе – это доверие.
Ученики: «Скажи мне, кто твой друг, и
я скажу, кто ты», - гласит пословица. Общаясь со своими друзьями, мы стараемся
походить на них.
Учитель: Давайте вспомним русские
пословицы о дружбе. Мы разобьемся на две команды и будем по очереди называть
пословицы. Выиграет команда, назвавшая последнюю пословицу.
Ученики: Ученики по очереди называют
пословицы. Не повторяя названные.
Учитель: Давайте проведем маленький
эксперимент, мы вместе напишем рассказ о классе. Потом сравним ваши записи и
сделаем общий вывод, а затем составим план нашего пути до настоящей дружбы. На
этих листочках напишите продолжение фраз.
Когда мы пришли в первый
класс, все мы были разными. Но шло время, и в классе стали появляться друзья.
Все мы сдружились, когда _________________________
Но что-то еще было, что не давало нам стать единым коллективом. Это
_____________
Чтобы мы стали дружным классом, нам надо _____________________
Ведь дружба это, прежде всего, ______________________
Нам бы очень хотелось, чтобы каждый из класса был _____________________
Мы будем стремиться ___________________________
Только когда мы сможем сделать________________________________ мы станем дружным
классом.
Учитель:
Думаю, что наш класс будет самым дружным, что
каждый из будет ценить дружбу и всегда приходить на помощь друг другу. Пусть у
вас будут самые верные друзья, самая крепкая дружба и самый замечательный класс!
|