Праздник славянской письменности

Домашняя Вверх История села История школы Программа развития Устав Публичный отчет школы Наши традиции Достижения Учителя Школьный музей Проба пера Школьные мероприятия Методическая страничка Регистрация Внешние связи
 

Домашняя
Вверх

 

«ПРАЗДНИК СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ»

Тематический классный час для учащихся V-VI классов

I. МАТЕРИАЛЫ К ОФОРМЛЕНИЮ СТЕНДА:

              Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то,
              что называется    культурой.                             (Д.С. Лихачев)

ПОСЛОВИЦЫ: Азбука – к мудрости ступенька.
                            Сперва аз да буки, потом и науки.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: Начинать с азов.
                                     Прописать истину.
                                     Стоять фертом.

СТАРОСЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА:

АЗ       БУКИ       ВЕДИ       ГЛАГОЛЬ       ДОБРО       ЕСТЬ       ЖИВИТЕ      ЗЕЛО      ЗЕМЛЯ       ИЖЕ       И      КАКО       ЛЮДИ       МЫСЛИТЕ      НАШ       ОН       ПОКОЙ      РЦЫ       СЛОВО       ТВЕРДО      УХО       ФЕРТ       ХА      ОТ      ЦЫ       ЧЕРВЬ       ША       ЩА       ЕР       ЕРЫ      ЕРЬ       ЯТЬ       Ю      Я       КСИ         ПСИ       ФИТА       ИЖИЦА         Э       ЮС БОЛЬШОЙ

II. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К КОНКУРСУ ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
           (объявляются заранее и сдаются перед классным часом):

1. Когда возникла письменность у славян?
2. Почему славянскую азбуку называют кириллицей?
3. Сколько букв в кириллице?
4. Сколько букв в современном алфавите?
5. Объясните происхождение слов азбука и алфавит. Являются ли они синонимами?
6. Где используют алфавитный порядок?
7. Сравните кириллицу и современный алфавит. Какие буквы устранены из старославянской азбуки? Какие введены?
8. Где установлен памятник братьям Кириллу и Мефодию?

III. ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ

      1). ОБУЧЕНИЕ КИРИЛЛА

      Кирилл начал посещать школу в 8-летнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. В это время там процветал интерес к античности. Среди учителей Кирилла самым значительным был будущий патриарх Фотий. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии Софокла, философские сочинения Платона и Аристотеля. Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу. Он занимал высокий пост патриаршего библиотекаря.
      Наблюдая жизнь придворных, Кирилл понимал, как много времени эти люди теряют на многочасовых церемониях рядом с семьей императора. Поэтому он являлся во дворец редко и с неохотой, затем и вовсе оставил государственную службу и стал преподавать в университете философию.

      2). СОЗДАНИЕ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

   Преподавание длилось недолго. Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский языки, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Первым его помощником стал старший брат Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь. Мефодий освоил новую азбуку, составленную братом, и приступил к переводу церковных книг на язык славян. Вероятно, переводить они начали во второй половине 862 года

    3). ПРОСВЕЩЕНИЕ МОРАВСКИХ СЛАВЯН

    24мая 863 года в граде Плиске (столице Болгарии) братья огласили изобретение славянского алфавита. В том же году братья прибыли в Моравию. В течение 40 месяцев до весны 867 года они просвещали славян в Моравии. А в конце 867 – начале 868 года римский папа пригласил братьев в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел и 14 февраля 869 года скончался. Мефодий стал продолжателем дела брата. В Риме он получил высокий сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжил просветительскую деятельность. 4 апреля 885 года Мефодий умер.

    4). ПРОСВЕЩЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Вскоре папа римский запретил изучение славянского языка. Около 200 учеников  в 886 году были изгнаны из Византии. Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы. В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, которая соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

IV. ВИКТОРИНА

1. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий. (Моравия)
2. Как современники назвали Кирилла за его ученость? (философ)
3. Кем был отец славянских просветителей? (военачальник)
4. Как называют умение читать и писать? (грамота)
5. Совокупность букв или других знаков письма. (алфавит)
6.Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита. (кириллица)
7. Титул, присвоенный Кириллу римским папой. (архиепископ)
8. Один из иностранных языков, которые Кирилл изучил самостоятельно. (латинский)
9. Как называют наши современники Кирилла и Мефодия? (просветители)
10. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия. (Солунь)
11. Древняя славянская азбука. (глаголица)
12. Как назывался язык, на который Мефодий переводил богослужебные книги? (славянский)
13. Самый развитый язык мира, использующий кириллическую азбуку. (русский)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.                                  

Используются технологии uCoz